20
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ

 

 Сколько  же  всего  существует  профессий?  В документе под названием   «Единый  тарифно-квалификационный справочник» насчитывается   несколько тысяч  названий   профессий, имеющихся   на  сегодняшний  день   в  России.  Каждые несколько лет появляются новые профессии (аналитик, логистик, сюрвейер и др)  и  исчезают вышедшие из употребления (печник, извозчик, типографский наборщик и др).

   Как ориентироваться в мире профессий? При выборе профессии  у вас могут возникнуть  определенные трудности.

 Основные  причины  неудачного выбора профессии:

  1. Ориентация сразу на высокую  квалификацию.  Наибольших успехов добивается тот, кто  прошел начальные ступени профессии, освоил ее нижние этажи.
  2. Престиж и популярность профессии — ненадежное основание для ее выбора. Мода на профессии обманчива и непостоянна. Следование ей часто приводит к разочарованию и в избранном виде деятельности и в самом себе.
  3. Выбор профессии «за компанию». Профессия, которую выбрали  ваши  товарищи, может совсем не подходить вам.
  4. Увлечение внешней стороной профессии, не вникая в ее содержание. Нетрудно обмануться внешней легкостью, праздничностью одних и тяжестью, скукой других профессий.
  5. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной  профессии, на саму профессию.  Личная  симпатия  к человеку — не  повод для  выбора вами аналогичной профессии.
  6. Отождествление учебного процесса с профессией.  Мир профессий  значительно  шире.  За каждым учебным  предметом  стоит обширный  профессиональный  ореол.  Постарайтесь узнать  о  большем  количестве  профессий  до того, как сделать выбор.
  7. Не учитывается процесс развития старых профессий. За старым, порой архаичным названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер  профессионального  труда.  Стремитесь узнать  о современном  облике и содержании различных профессии.
  8. Неумение разбираться в себе. Слабый самоанализ, неадекватная  самооценка,  неумение разобраться в своих способностях, склонностях и интересах  могут  стать причиной неудачи в  выборе профессии.

 

По предмету труда выделяют пять типов профессий:

К профессиям типа «человек-человек»  относятся  профессии,  связанные  с  медицинским обслуживанием,   обучением  и  воспитанием, бытовым  обслуживанием, правовой  защитой, управлением.

Тип «человек-техника»  включает  в себя  профессии,  связанные  с  созданием,  монтажом,  сборкой  и  наладкой  технических  устройств, эксплуатацией  технических  средств,  ремонтом техники.

Тип «человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами,  звуковыми сигналами.

К типу «человек-художественный образ» можно отнести профессии, связанные  с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий  по эскизу, образцу.

К типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с  уходом за растениями, животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

По характеру труда выделяют два класса профессий:

   А)  Профессии  исполнительского  класса, связанные  с выполнением  решений,  работой  по заданному  образцу,  соблюдением правил,  нормативов,  инструкций,  стереотипным  подходом  к  решению  проблем.  В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

   Б) Профессии творческого класса связаны с  анализом,  исследованием,  испытанием, контролем, планированием,  организацией и  управлением, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня  умственного развития и, как правило, высшего образования.

  Также по содержанию профессиональной деятельности, условиям пребывания в ходе выполнения должностных обязанностей, характеру внешних помех, необходимым личным качествам, предпочитаемому окружению выделяют шесть форматов профессий:

  АРТИСТИЧЕСКИЙ

 — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

 — КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ

 — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ

 — РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ

 — СОЦИАЛЬНЫЙ

 

 Помните, что  выбор  профессии  во многом определяет жизненный путь человека и специфику профессиональных отношений.

 

 

 

НЕСКОЛЬКО ПОПУЛЯРНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Бесплатные тесты по профориентации, тесты на профессию…

http://www.proftester.ru/

http://www.proforientator.ru/tests

http://smartia.me/tests/

http://www.profguide.ru/test/category/proforient/

 

 

 

 

 УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ в РОССИИ

Согласно федеральному закону об образовании N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

 

  • Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
    • — Дошкольное образование [предшкола, ясли, детский сад]
    • — Начальное общее образование [начальная школа]
    • — Основное общее образование [школа, гимназия, лицей, экстернат]
    • — Среднее (полное) общее образование [10-11 классы]

 

  • Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности
    • — Среднее профессиональное образование [колледж, техникум]
    • — Высшее образование — бакалавриат [академия, институт, университет]
    • — Высшее образование — специалитет, магистратура
    • — Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации

 

  • Дополнительное образование — направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
    • — Дополнительное образование детей и взрослых
    • — Дополнительное профессиональное образование [второе высшее образование]

 

  • Профессиональное обучение — процесс обучения, направленный на освоение лицами знаний и умений, приобретение опыта деятельности, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (определенного вида трудовой деятельности (профессии)) в сфере технического и обслуживающего труда, который не сопровождается повышением уровня образования;
    • — Профессиональная подготовка
    • — Профессиональная переподготовка
    • — Повышение квалификации